Пресс-центр

Правила игры для АПК

Аграрный сектор может стать самым привлекательным объектом вложений инвестиций в алтайской экономике. Однако для этого, по мнению экспертов, необходимо решить следующие проблемы: ликвидировать диспаритет цен, уйти от монокультурности, нивелировать эффект удаленности рынков сбыта и отсутствия общей стратегии развития АПК.

Правила игры для АПК

Валовой сбор зерна в Алтайском крае составил в этом году 3 млн 700 тыс. т, что на 500 тыс. т больше уровня прошлого года. Край занимает 3-е место по поголовью крупного рогатого скота (по данным Алтайкрайстата, на 1 октября 2006 года во всех формах хозяйств насчитывалось 924,8 тыс. голов КРС) и одну из ведущих позиций по поголовью свиней и лошадей. По валовому производству молока (во всех категориях хозяйств — 1,3 млн т) — 3-е место, мяса — 6-е, яйца — 12-е. По производству молока на душу населения (500 кг) — 1-е. Алтайский край также является лидером в России по производству сыров (43 тыс. т) и сливочного масла (11 тыс. т). Этот год отмечен повышением урожайности на два центнера с гектара, что позволило части хозяйств выйти на положительную рентабельность. Еще одна тенденция — нарастание диверсификации сельхозпроизводства: расширяются посевы технических культур (сахарной свеклы, подсолнечника, рапса), производство которых более рентабельно, чем производство зерна. В животноводстве потери поголовья составили 1,7 тыс. голов (в 2005 году было вырезано почти 30 тыс. голов).

Определенный импульс алтайский АПК, считают эксперты, получил в связи с реализацией приоритетного национального проекта, а также после принятия комплексной законодательной базы, причем некоторые законопроекты являются передовыми даже в масштабах страны. В реализацию национального проекта в крае включились 33 хозяйства, 560 фермеров и более 5 тыс. владельцев личных подсобных хозяйств. Как сообщил начальник ГУСХ Иван Лоор, в рамках выполнения программы «Ускоренное развитие животноводства« планируется построить животноводческие комплексы на 3 тыс. голов и реконструировать — на 15 тыс. голов КРС. В реализации национального проекта на территории края участвуют 33 хозяйства, из которых шесть ведут работы по строительству и 27 — по реконструкции и модернизации животноводческих комплексов и ферм. Кредитные ресурсы получены в объеме 424 млн руб., до конца года планируется освоить еще 581,6 млн. Компенсации из федерального бюджета составят 15,4 млн руб.

Алтайский край с точки зрения инвестиционной привлекательности имеет неоспоримые преимущества именно в секторе АПК. Это зерновой клин площадью 6,4 млн га, крупнейшее стадо скота в России и др. Основными причинами отсутствия реальных частных инвесторов являются низкая рентабельность производства из-за диспаритета цен, удаленность от рынков сбыта, монокультурность.

В связи с рыночным спросом необходимы корректировка соотношения культур в структуре посева, перестройка севооборотов и всех звеньев технологического цикла, а также совершенствование и дальнейшая дифференциация всей системы земледелия, считают специалисты ГУСХ. С учетом развития системы переработки зерна, сахарной свеклы в крае должны возрасти площади посева твердой пшеницы до 150–200 тыс. га, пивоваренного ячменя — до 70–80 тыс. га, рапса — до 80 тыс. га и сахарной свеклы — до 30 тыс. га. В этом году началась реализация программы развития свеклосахарного производства. Что касается рапса, то, по данным ГУСХ, уровень рентабельности производства рапса составляет порядка 220%. Учитывая эти результаты, в крае полным ходом идет разработка программы «Рапс-биодизель», инициатором проекта выступила дирекция наукограда. ФГУП «Бийский олеумный завод» должно в ближайшее время представить план организационно-технических мероприятий по обеспечению переработки рапсового масла в биотопливо. «Рапс вызревает за 92 вегетационных дня, — утверждает председатель совета директоров агропромышленной группы «Алтайские закрома« Александр Терновой. — С него можно получить 20–30 ц/га, 30% биотоплива, а жмых — хорошая кормовая составляющая для птицеводства и животноводства».

Вопрос о статусе земли как одном из факторов привлекательности инвестиций эксперты «КС» оценивают неоднозначно. Точка зрения краевой администрации такова, что для эффективности сельхозпроизводства нужно упорядочивать оборот земель: аренда и паевое землевладение себя не оправдывают. Необходимо введение частной собственности на земли сельхозназначения. Только так на Алтае появятся серьезные компании с долгосрочными проектами, что станет главным фактором стабильности и устойчивости развития отрасли.

Но вопрос заключается не только в форме собственности, но и в эффективности использования земли. «При частной собственности на землю она может стать элементом зарабатывания денег не производственником, а рантье. Группа людей скупит землю и сдаст ее в аренду. Считаю, что земля должна быть госсобственностью, но в условиях сдачи ее в аренду должен быть оговорен четкий запрет на использование земли в интересах рантье, а только для производственных целей», — полагает Александр Терновой.

Что касается решения тарифного вопроса, то, по мнению экспертов, также существуют варианты, например, дифференциация тарифов и поиск новых рынков сбыта. На сегодняшний день расходы на транспортировку в европейскую часть составляют более 1 тыс. руб. на тонну, что значительно снижает конкурентоспособность сельхозпродукции. Председатель правления ОАО «Барнаульский завод асбестотехнических изделий», председатель комитета АКСНД по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности Юрий Шамков в интервью «КС» сказал, что необходимо на федеральном уровне остро ставить вопрос об установлении дифференцированных тарифов на транспортные перевозки продукции сельхозтоваропроизводителей. Об этом же не раз говорил и губернатор Александр Карлин, который предлагал правительству обеспечить дифференцированный подход к формированию железнодорожных тарифов с возмещением не менее половины их стоимости за счет средств федерального бюджета. Определенный оптимизм вызывает информация министра сельского хозяйства Алексея Гордеева о том, что правительство готовит документ о дифференцированных тарифах на транспортировку сельхозпродукции железнодорожным транспортом для отдаленных регионов. Александр Терновой предлагает другое решение — переориентацию на Китай как привлекательный рынок сбыта: «Сегодня при потребности Китая в 60 млн т зерна и на следующий год — 89 млн т можно спокойно продавать 10–12 млн т, так как транспортная составляющая будет значительно дешевле, чем до Москвы».

По мнению экспертов, для реализации проектов по привлечению инвестиций нужны также четкие правила игры. «В настоящее время уже администрацией края вырабатывается стратегия развития АПК, где понятие о депрессивности Алтайского края убрано из лексикона управленцев. Второй фактор — ликвидация понятия «дотационные хозяйства«, которым выдавали безвозвратные кредитные ресурсы, они их не осваивали, большей частью разворовывали, продавали зерно ниже себестоимости, что порождало иждивенчество. Появилась требовательность к руководителям со стороны инвесторов, банков и администрации. Администрация края уже объявила о правилах игры, а до муниципальных образований, сельских администраций еще не дошло понимание, что создание условий для привлекательности их территорий для бизнеса, предпринимателей и инвесторов — именно их задача. С ними нужно работать. Например, в Германии на первом этапе минимизируется часть местных налогов, и капитал сразу на это реагирует», — считает Александр Терновой.

Алексей СКОМОРОХОВ
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наши новости
В разделе «Инвесторам» настоящего сайта содержится информация, подлежащая раскрытию ЗАО «Барнаульский хлебокомбинат № 4» в сети Интернет, в соответствии с «Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз-н и иными нормативными правовыми актами Федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В разделе «Инвесторам» настоящего сайта содержится информация, подлежащая раскрытию ОАО «Повалихинский комбикормовый завод» в сети Интернет, в соответствии с «Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз-н и иными нормативными правовыми актами Федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.