Пресс-центр

Семейное дело

Профиль — сельское хозяйство

Братья Терновые (собственники АПГ «Алтайские закрома») стали одними из самых последовательных адептов вертикальной интеграции в алтайском агробизнесе. Им удалось связать в единый замкнутый цикл весь процесс производства — от поля до прилавка. Эксперты считают, что Терновые нашли свою нишу на локальном рынке, и «подвинуть» их трудно даже «тяжеловесам» алтайской зернопереработки. Кроме того, братья могут войти в историю регионального бизнеса как первое в «новой экономической» истории семейное предприятие Алтая, основанное на принципах казацкого кодекса и братской взаимовыручки.

«Кулацкая» педагогика

Семейный бизнес

По семейному кодексу старший брат, Александр, первым отвечает и на вопросы журналистов, и за общее дело Создание семейного бизнеса было предопределено воспитанием, которое в Терновых заложили родители. «Если все пальцы разрознены, то их легко переломать поодиночке, — говорила Зинаида Степановна Терновая своим маленьким сыновьям. — Если же сжаты в кулак, то это невозможно«. Знания, умения и навыки закреплялись казачьим кодексом чести, который господствовал в этой семье.

Собственным бизнесом Терновые занялись в начале 90-х годов. В духе того времени это были в основном посреднические сделки. Несмотря на то что 90% трудоспособного населения торопилось заработать на «купи-продай», Терновые рассматривали этот вид деятельности как временный этап. Поэтому когда к ним обратились руководители новокузнецкой компании «Западная Сибирь», владевшие контрольным пакетом акций Барнаульского завода синтетического волокна, с предложением возглавить завод, братья согласились.

Завод синтетического волокна (ЗСВ) к тому моменту «стоял» уже восемь месяцев. Новые менеджеры начали с того, что объединили вокруг себя грамотных специалистов. Затем им удалось сделать на ЗСВ практически законченный цикл производства. Открыли цех технических (кордных) тканей, в планах было еще несколько проектов. В конце 1997 года контрольный пакет акций приобрела администрация Алтайского края. А 30 мая 1998 года Терновые покинули завод.

Как из «черной дыры» появился бизнес

С 1998 года на семейном совете обсуждался вопрос, чем заниматься дальше, чтобы свести к минимуму зависимость от возможного чиновничьего произвола, сырьевых факторов и рынков реализации. Решение оказалось, мягко говоря, не совсем понятным: Терновые выбрали самый убыточный бизнес. Этот вид деятельности даже и бизнесом трудно назвать — сельское хозяйство, агропромышленный комплекс. АПК имел репутацию «черной дыры»: сколько денег не вливай, все исчезают без следа. Терновые поставили себе цель придать АПК признаки высокорентабельного бизнеса, каким он является в развитых странах Европы и Северной Америки.

Так родилась идея создания корпоративного бизнес-процесса с вертикально интегрированной структурой. Терновые взяли сырьевой рынок (землю), расписали все бизнес-процессы АПК (элеватор, мельница, хлебокомбинат и торговая сеть). И с 1998 года началась реализация этой программы.

Агропромышленная группа «Алтайские закрома« создана в 1999 году. Имеет структуру замкнутого вертикально интегрированного холдинга и объединяет ООО «Первомайск-Агро» (животноводство, 1600 голов скота, и растениеводство, около 12 тыс. га), ООО «Повалихинский комбинат зернопереработки «Алтайские закрома» (две мельницы, мощность 1150 т в месяц и 250 т в месяц; крупоцех, 230 т в месяц; маслозавод, 170 т растительного масла в месяц; комбикормовый цех, 1300 т в месяц), ООО «Новоеловская птицефабрика» (объем продаж мяса птицы, полуфабрикатов и субпродуктов 80–90 т в месяц), ООО «Хлебозавод N 4» (25 т в сутки, 45 наименований), группу компаний «Сладкая тайна» (реализация кондитерской продукции — 370 т в месяц), ООО «Торговый дом «Алтайские закрома» (12 торговых точек). Председатель совета директоров АПГ «Алтайские закрома» — Александр Терновой, управляющий директор — Константин Терновой, финансовый директор — Валерий Терновой.

Сегодня в агропромышленной группе «Алтайские закрома» имеется четыре производственные площадки: земля (животноводство и растениеводство), элеватор (мельница, маслозавод, крупоцех и комбикормовый завод), Новоеловская птицефабрика и торговая сеть.

«Самое главное наше достижение — объединение грамотных людей по командному принципу. Без этого мы как генератор, источник процессов не смогли бы реализоваться, потому что основное — это люди. Они могут поверить в идею, а могут и не поверить. Основная задача генератора — суметь создать постоянный стабильный ток, который бы пронизывал всю сеть и давал импульс раскрытию потенциальных способностей каждого человека команды, чтобы они выливались в комплексную программу продвижения вперед», — считает Александр Терновой. Говоря о распределении обязанностей в команде Терновых, младший из братьев — Валерий — рассказывает, что за основу братья взяли структуру государственной власти. У них есть условно «орган законодательной власти», организация которого легла на старшего брата Александра, «исполнительную власть» поручили среднему — Константину, а финансовыми потоками управляет он, Валерий.

Рассуждая о продвижении холдинга в рамках Сибирского региона, Терновые считают, что успех возможен только при условии построения вертикальной интеграции. При этом должна быть снижена себестоимость сырьевой составляющей, повышено качество продукции. Это позволит выйти на конкурентный рынок продаж, успешно соревнуясь с «серыми» демпинговыми схемами, которые сходят с дистанции через два-три месяца. Их демпинг, утверждают они, имеет такой запас прочности, что его можно применять в течение двух-трех лет без ущерба для бизнеса.
Главные принципы команды Терновых — демократия на стадии выработки решения и жесткая диктатура в процессе его реализации. При этом важна свобода высказывания обоснованной точки зрения, четкость и честность во взаимоотношениях с партнерами.

Основными достоинствами семейного бизнеса Александр считает то, что никогда никто из компаньонов не воткнет «нож в спину».

Братья Терновые ясно представляют себе перспективы развития собственного дела: дальнейшая диверсификация каждого сельскохозяйственного направления, совершенствование вертикально интегрированной системы холдинга. «Мы будем стараться создавать ту розничную сеть, где был бы только качественный свежий продукт по доступной цене. При этом мы нисколько не пытаемся подорвать других игроков рынка. Кто будет в комплексе качественнее обслуживать покупателя, тот и выиграет в борьбе за него», — резюмирует Александр Терновой.

КОММЕНТАРИИ

АЛЕКСАНДР БЕДАРЕВ, вице-президент Сибирского зернового союза, генеральный директор АПК «Мельник»:

— «Алтайские закрома» — яркий представитель не крупной, но оптимально разумной вертикально интегрированной компании. Они не являются для нас особо значимым конкурентом — не тот масштаб. Это росток гармонично сложенной, интегрированной от самого поля до прилавка структуры, что позволяет ей при таких сложных правилах игры на рынке зернопереработки быть экономически достаточно неуязвимой. Мы, например, не можем позволить себе под наши громадные объемы продукции, 400 т в сутки, сделать такими же прилавки и сеть продаж. Мы выходим за рамки конкретного региона, на масштаб всей России по поставкам, что значительно сложнее и рискованнее. В то же время перспективы компании «Алтайские закрома» значительно оптимистичнее именно на локальном рынке, не выходя за рамки конкретного региона, где они очень жизнеспособны. У них есть своя ниша, где они сильны, в которой их «подвинуть» порой даже крупным производителям невозможно, потому что они присутствуют там постоянно.

СЕРГЕЙ ГРЕБНЕВ, президент ОАО «Хлебное объединение «Восход» (Новосибирск):

— Бизнес-группа братьев Терновых давно на рынке, и это неплохая попытка создания вертикально интегрированного агрохолдинга. Они являются достаточно успешными представителями семейного бизнеса. Мы общаемся, у нас достаточно ровные партнерские отношения, но не пересекаемся на рынке, поэтому достаточно трудно считать их нашими конкурентами. Хлебозавод N 4 является членом Союза хлебопеков и кондитеров Сибири и активно участвует в его деятельности в лице Константина Тернового. Александр Терновой одним из первых поддержал инициативу создания Союза. Я слежу за развитием их бизнеса, они последовательно продолжают дело первых вертикально интегрированных холдингов, которые по существу появились на Алтае еще в советские времена, в частности, в том же Славгородском районе края.

СЕРГЕЙ МАСЛОВ, председатель совета директоров ЗАО «Грана» (Алтайский край):

— Мне импонирует один из основных принципов компании Терновых — от поля до прилавка. Я бы остерегся их называть одними из пионеров вертикальной интеграции на Алтае. Но одним из главных достоинств этого семейного бизнес-клана является то, что они учатся не только на своих ошибках, но и стараются избегать чужих, с успехом применяя опыт и наработки действительно первых вертикально интегрированных структур, а также очень грамотно позиционируются на рынке с точки зрения PR-продвижения своего брэнда.

Алексей СКОМОРОХОВ
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наши новости
В разделе «Инвесторам» настоящего сайта содержится информация, подлежащая раскрытию ЗАО «Барнаульский хлебокомбинат № 4» в сети Интернет, в соответствии с «Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз-н и иными нормативными правовыми актами Федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В разделе «Инвесторам» настоящего сайта содержится информация, подлежащая раскрытию ОАО «Повалихинский комбикормовый завод» в сети Интернет, в соответствии с «Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз-н и иными нормативными правовыми актами Федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.